Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. В-Г Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
с. п. Джейрах,
ул. Льянова, 37 ”а”

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

 

 

 

 


 

 

Молодежь против терроризма: из опыта работы Магаданской областной юношеской библиотеки

Терроризм и экстремизм являются острой социально значимой проблемой последних десятилетий, которая затрагивает все сферы общественной жизни и является угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Наша страна в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. В условиях проведения специальной военной операции на Украине проблема противодействия терроризму и экстремизму стоит особенно остро.

Мировой и отечественный опыт антитеррористической борьбы говорит
о том, что для успеха в противостоянии этому злу необходимо деятельное участие всего общества. Каждому гражданину необходимо обладать антитеррористическими знаниями и навыками обеспечения личной и общественной безопасности.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодёжи, так как эта категория граждан - самая восприимчивая к воздействию идеологии терроризма и экстремизма. Юношеский возраст всегда был самой благодатной почвой для культивирования разного рода крайностей. Поэтому именно в молодёжной среде легко приживаются радикальные взгляды и убеждения, что делает её удобной мишенью для экстремистских и террористических организаций, использующих молодёжь в своих интересах. Недостаток социального опыта, высокая эмоциональность, доверчивость при недостаточности самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно подрастающее поколение, заложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.

Библиотеки – важный элемент системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, так как именно они имеют внушительную читательскую аудиторию и располагают богатыми фондами универсального содержания. Библиотека сегодня – не только место чтения и получения информации, но и помощник в социальной и профессиональной адаптации, среда для реализации способностей, талантов, общественных амбиций молодых людей.

Активное противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий – одно из важнейших направлений в работе Магаданской областной юношеской библиотеки, основными пользователями которой являются подростки и молодёжь. Поэтому при составлении плана работы библиотеки на год предусматриваются мероприятия, так или иначе связанные с проблемой терроризма и экстремизма. Это различные книжные выставки, обзоры литературы, беседы и другие формы работы.

Разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия идеологии насилия, а также привлечение молодёжи к участию в противодействии терроризму и экстремизму осуществляется за счет регулярной и системной информационно – просветительской работы, которую позволяют проводить информационные ресурсы и возможности библиотеки. Основными задачами при этом являются: целенаправленное освещение темы опасности террористических актов, создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирование активной жизненной позиции у молодых людей в неприятии идеологии терроризма и экстремизма.

На официальном сайте Магаданской областной юношеской библиотеки в рубрике «Антитеррор» ежемесячно публикуются материалы, которые повествуют о важности и значимости проблематики терроризма в современном обществе, предоставляют информацию о причинах, истории и последствияхэтого явления,помогают разоблачить его античеловеческую сущность.

Памятки населению о действиях при террористическом акте или угрозе его возникновения содержат рекомендации о том, как вести себя в случае возникновения опасности.

Пропаганда социально значимых ценностей общества, мирного межнационального и межконфессионального сосуществования, воспитание у юношества и молодежи устойчивого протестного неприятия идеологии терроризма и экстремизма проходит в библиотеке в форме бесед, уроков памяти, книжных выставок и других форм.

Для учащихся старших классов школ и студентов средних учебных заведений сотрудниками библиотеки регулярно проводятся беседы, раскрывающие содержание термина «терроризм», его развитие в России и в мире.Молодым людям рассказывают о поиске и вербовке в ряды террористов, о способах защиты от манипулятивных техник, о важности информационной самозащиты и наличии собственной системы ценностей.

Уроки интернет-безопасности «Что такое кибертерроризм?» рассказывают о появившемся сравнительно недавно информационном терроризме и его видах, о том, чем именно привлекает террористов глобальная сеть Интернет и как её используют для своих целей. Молодые люди узнают о простых, но действенных способахобезопасить себя и своих близких в виртуальном пространстве.

Беседы-размышления «Крайность не знает морали» раскрывают понятие и природу предрассудков, их влияние на поведение и моральный облик человека. Участники знакомятся с понятиями социальной психологии, объясняющими различные поведенческие реакции: «принцип социального доказательства», «распыление ответственности», «деиндивидуализация» и «конформизм». В ходе мероприятия разбирают конкретные ситуации межличностного взаимодействия с проявлением нетерпимости, на которые повлияли те или иные предрассудки и приходят к выводу, что поступки человека должны зависеть от собственных убеждений и трезвой оценки происходящего, а не от мнения других людей или действий большинства.

В рамках памятной даты России – Дня солидарности в борьбе с терроризмом – ежегодно проходят часы, уроки памяти, книжные выставки. Специалисты библиотеки рассказываюто трагических событиях, произошедших в Беслане с 1 по 3 сентября 2004 года, когда боевиками-террористами была захвачена школа, погибли более 300 человек. Вместе с участниками мероприятий обсуждается, как вести себя в случае возникновения угрозы теракта, какие действия категорически не стоит совершать, а какие наоборот помогут сохранить жизнь.

В современных условиях наиболее эффективным является использование в работес молодежью интерактивных форм и методов, развивающих умение дискутировать. Это тренинги, открытые обсуждения, деловыеигры, диспуты и другое.
В рамках цикла «Быть на Земле человеком» в библиотеке проводится социально-психологический тренинг «Свои и чужие» по книге писателя и журналиста Тода Штрассера «Волна». В основе сюжета- реальные события, скандальный эксперимент, проведённый учителем истории в одной из школ. Он создает молодёжную организацию «Волна» со всеми атрибутами тоталитарного общества - диктатом дисциплины и подчинения лидеру, верой в новые идеалы, с ненавистью к инакомыслящим.В итоге результаты эксперимента очень поразили и напугали учителя, - внезапно простенькое движение превратилось в мощную структуру, которая стала развиваться самостоятельно, по своим собственным законам, грозила выйти из-под контроля и стать неуправляемой. В процессе эксперимента и учитель, и ученики ощутили на себе ту грань, переступив которую люди превращаются в «зверей» по отношению к «чужакам».

Мероприятие включает в себя два этапа – интерактивный и теоретический. Первый - это ролевая игра, где старшеклассникам представлена модель дискриминации части населения на основании внешнего признака – цвета глаз, а сами они делятся на две группы и оказываются в положении сильной и слабой сторон. Во второй части подростки обсуждают свои роли и поступки, проводят аналогии с реальной жизнью.

Эмоциональный опыт и знания, полученные участниками во время тренинга, позволяют выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов.

Все эти мероприятия повышают уровень знаний молодежи о терроризме и экстремизме, формируют отрицательное отношение к ним у каждого молодого человека.

Для эффективной профилактической деятельности очень важно, чтобы сами библиотечные специалисты разбирались в терминологии, ориентировались в вопросах противодействия идеологии терроризма и экстремизма, имели представление о современных религиозных течениях, в том числе экстремистскойнаправленности, владели фактами и цифрами.

В 2020 году в нашей библиотеке, которая является методическим центром для библиотекарей области, работающих с юношеством,прошёл семинар по теме «Содействие библиотеки духовно-нравственному воспитанию молодёжи. Обеспечение гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений». На нёмбыли рассмотрены социально-психологические аспекты профилактики экстремизма в молодёжной среде, представлен опыт юношеских библиотек в области позитивной профилактики противодействия идеологии экстремизма.Проведена консультация по работе с федеральным списком экстремистских материалов, которая стала полезным дополнением в работе для специалистов, чья деятельность связана с вопросами выявления и хранения таких материалов.

Мероприятия библиотеки по предупреждению терроризма и экстремизма проходят в тесном сотрудничествес правоохранительными органами, представителями духовенства, молодёжных организаций.

Информационно-просветительская деятельность способствуетразвитию гражданского сознания, формированию у молодых людей социального иммунитета к деятельностиразличных групп, пропагандирующих идеологию террористическойи экстремистской направленности.

Шимова Л.И., зав. Библиографическим отделом ОГБУК «МОЮБ»,
Гарьюнг Е.Н. зав. Отделом инновационно-методической и проектной деятельности ОГБУК «МОЮБ»