Актуальные подходы к профилактической работе в молодежной среде через призму специальной военной операции
Коллективная статья сотрудников Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ), г. Ростов-на-Дону
Началу проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее – СВО) предшествовало множество событий: Майдан 2013–2014 гг., перекрытие подачи воды в Крым со стороны Украины, нарушение Минских соглашений киевским режимом, постоянные обстрелы Донецкой и Луганской Народных Республик. Нацизм на Украине зародился не в 2022 году. В период Великой Отечественной войны на основе Организации украинских националистов была создана Украинская повстанческая армия (Экстремистская организация, запрещенная на территории России), воевавшая на стороне немецко-фашистских захватчиков. Воевавшие в ней националисты и фашистские пособники Степан Бандера и Роман Шухевич в настоящее время признаны героями Украины. Подобных примеров развития украинского национализма и неонацизма множество. Начиная с 1991 года, неонацистские идеи постепенно проникали в общественную жизнь страны. После 2014 года носители этих идей заняли ключевые позиции в государственном аппарате, системе образования, в армии и средствах массовой информации, что поставило развитие нацистской идеологии в стране на качественно новый организационный уровень (более подробно о становлении нацистского режима киевских властей можно почитать в другом материале НЦПТИ: «Путь к началу СВО», Обзор.НЦПТИ, № 1(32)). Сложно определить конкретное историческое событие, с которого начался процесс развития националистической и нацистской идеологии на Украине. Однако уверенно можно говорить о том, что если в историческом плане предпосылки назревали очень давно, то для непосвященного в политические и исторические события человека начало СВО стало шокирующим и неожиданным событием. «Если на Украине процветал нацизм, то почему об этом не говорили раньше?» − задаются вопросом многие молодые люди. Говорили, но очень мало. Например, украинский журналист Олесь Бузина, в 2015 году убитый националистами за свои взгляды, еще в 2009 году предложил запретить пропаганду идеологии нацизма ОУН (Экстремистская организация, запрещенная на территории России) [1]. А в 2017 году другой украинский журналист Юрий Кот говорил о том, что идея независимости Украины всегда стоит рядом с русофобией и украинским национализмом [2]. Разъяснение того, что из себя представлял украинский неонацизм и в чем его опасность для России, редко транслировалось на молодежную аудиторию в рамках реализации молодежной и информационной политики, образовательного процесса, просветительских общественно-политических мероприятий и других действий государственных институтов власти. Такой разъяснительной работы практически не было и от популярных среди молодежи лидеров общественного мнения, часть которых после начала СВО заняла антигосударственную позицию. Недостаток информации стал одной из основных причин, почему в молодежной среде начало специальной военной операции стало шоковым и неожиданным событием. Украинская пропаганда начала активно использовать фейки в качестве одного из ключевых инструментов в информационной войне с целью вызвать тревогу и разобщить население России, прежде всего, молодежь. После начала СВО этот инструмент позволил в значительной степени повлиять на мировой информационный ландшафт. Принцип работы прост – после запрета российских СМИ информационное пространство было наполнено различного рода фейками о действиях России в рамках СВО. Например, широко растиражированными стали фейки о бомбежке Вооруженными силами России роддома в Мариуполе, об убийстве российскими военнослужащими мирных жителей в Буче, об объявлении Россией полной мобилизации зимой 2022–2023 гг. и др. И хотя большинство таких заведомо ложных новостей опровергаются в течение короткого времени после публикации, необходимого эффекта среди целевых аудиторий часто удается достигнуть благодаря заранее вложенным в информационный продукт эмоциональным окраскам. Вследствие этого истина уже мало интересует человека, взаимодействовавшего с фейковой новостью. Базовой проблемой, на наш взгляд, является не столько восприимчивость наших граждан к ложной информации и недоверие к российским властям и армии, сколько низкий уровень критического мышления и исторической, политической грамотности. И с этим необходимо работать в дальнейшем, актуализируя подходы к профилактической работе в молодежной среде спустя полтора года после начала боевых действий.
1. Сегодня профилактическая работа должна закладывать (или внедрять) в сознание молодежи готовность жить и развиваться в условиях проводимой западными странами гибридной войны в отношении России.
Важно отметить: агрессия коллективного Запада против России проявляется не только в виде экономических санкций. Подрывная работа на территории России велась и ведется постоянно. Еще до начала СВО противники России стремились спровоцировать граждан нашей страны на деструктивные формы поведения, курировали деятельность террористических и экстремистских ячеек, пытались создавать и развивать сепаратистские движения. Сейчас противники заявляют о необходимости распада нашей страны, в связи с чем оказывают поддержку таким организациям, как, например, Форум Свободных Народов ПостРоссии (нежелательная организация по решению Генпрокуратуры России). Западные страны хотят использовать инструменты воздействия на нашу молодежь для превращения ее в таран против государства. В 2022 году власти ФРГ и Франции заявили о разработке новых «творческих путей», позволяющих распространять «независимую» информацию о России и внутри неё: от использования новых технических мер против «российской цензуры» в интернете до финансирования курсов по медиаграмотности на русском языке (с продвижением деструктивных идей), создаваемых русскоязычными блогерами для распространения на интернет-площадках: YouTube, Facebook (соцсеть принадлежит компания Meta, которая признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена), TikTok, Telegram и «ВКонтакте» [3]. Западные страны взяли курс на запрет русского языка и русской культуры, уничтожение русских в ходе военных действий. В Латвии в 2022 году окончательно запретили преподавать на русском языке. Российских спортсменов не допускают к международным соревнованиям, пока они не подпишут заявление с осуждением проведения СВО. Дирижера Валерия Гергиева уволили из Мюнхенской филармонии из-за отказа «дистанцироваться» от СВО. В гибридной войде против России активно участвуют различные чиновники Коллективного Запада. Представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель опубликовал сообщение в социальной сети Twitter от 9 апреля 2022 года, в котором написал: «Эта война должна быть выиграна на поле боя». А председатель Комитета Парламента Финляндии по международным делам Ю. Халла-Ахо 6 января 2023 года написал в своих социальных сетях: «Война закончится тогда, когда российских солдат будет убито так много, что продолжение войны станет для российских правителей с политической или военной точки зрения невозможным. Поэтому убивать российских солдат – это хорошее дело, и украинцам следует помогать убивать их» [4]. Одним из важных инструментов западных стран в борьбе против России стала Украина и ее ресурсы, в первую очередь люди, обработанные украинской неонацистской пропагандой. Эта пропаганда, как один из инструментов гибридной войны, строилась системно, долго и вдумчиво. Для выстраивания системы противодействия необходимо проанализировать все использованные киевским режимом и его союзниками подходы и методы пропаганды, каналы её распространения, выявить ключевые идейные установки. НЦПТИ уже полтора года систематически работает по данному направлению, на информационных ресурсах размещено большое количество материалов (информационные карточки, видеоролики, статьи), полезных в профилактической работе. Для эффективного противодействия вражеской пропаганде недостаточно назвать активистов неонацистских организаций и иностранных политических деятелей предателями и врагами нашей страны. Необходимо, с одной стороны, разоблачать их идеи и действия, с другой стороны — демонстрировать нашим гражданам, в первую очередь молодёжи, как не подпасть под негативное воздействие, не вовлечься в противоправные действия, как реализовать свой потенциал на благо России.
2. В рамках профилактической работы следует учитывать наличие в России уязвимых групп населения, подверженных воздействию проукраинской пропаганды. Представители таких групп риска могут быть вовлечены в совершение противоправных действий: совершение терактов и диверсий, сбор информации для последующей передачи украинским и западным спецслужбам, финансирование противника и т. д.
Система образования России только в последние годы стала претерпевать серьезные изменения, направленные на усиление патриотического воспитания и развитие навыков медиабезопасности. Уровень критического мышления, правовой осознанности, знаний в сфере информационной безопасности и медиаграмотности среди молодых людей был недостаточным, чтобы справиться с актуальными угрозами. Патриотическое воспитание очень часто было направлено на тех молодых людей, которые и так добровольно и осознанно включались в патриотическую повестку. В силу этого, а также недостаточности исторических знаний, некоторые представители современной молодёжи подвержены воздействию антироссийской пропаганды, следствием чего могут стать их противоправные действия. В части новых регионов России население до 2022 года находилось в информационном поле киевского режима, и это не могло не сказаться на их восприятии как истории, так и современных событий. В этой ситуации требуется организовывать целенаправленную профилактическую деятельность с группами населения, находящимися под информационным влиянием киевских властей. Важно изучать продвигаемые украинской пропагандой нарративы, учитывать культурноисторические особенности формирования местных взглядов на происходящие геополитические сдвиги, а также устанавливать доверительные контакты с людьми, продвигать пророссийские патриотические настроения. Важно принимать во внимание, что в условиях СВО будут продолжаться и усиливаться попытки украинских Центров информационнопсихологических операций (ЦИПсО) и антироссийских лидеров общественного мнения, уехавших из нашей страны, оказать негативное воздействие на граждан России в информационном поле. Такое деструктивное информационное воздействие может проявляться по разному: от нагнетания паники и распространения фейков до призывов собирать данные о военнослужащих России, поджигать военкоматы и совершать иные противоправные действия. Риск диверсионной и террористической активности возрастает во всех субъектах России, независимо от удаленности от зоны конфликта. Жертвой или марионеткой действий украинских и западных пропагандистов и вербовщиков может стать любой несознательный или ведомый человек. В связи с этим, необходимо усилить правовое информирование и профилактические действия с гражданами всех субъектов Российской Федерации, особенно с молодёжью, чтобы предотвратить их вовлечение в противоправную антироссийскую деятельность.
3. В тесной связке с профилактической работой должно работать и патриотическое воспитание, в рамках которого также требуются актуализация и расширение источников формирования патриотизма у молодежи нашей страны.
До 2022 года патриотическое воспитание в системе образования и молодежной политики акцентировалось преимущественно на Победе в Великой Отечественной войне. Это важный аспект исторической памяти, но нужно искать и новые опоры для формирования у молодых людей патриотизма. Победы России, как основа гордости и патриотизма, происходили не только в военных сражениях и не только в период Великой Отечественной войны. К военным победам, которыми мы гордимся, относятся: Полтавская битва, взятие Измаила 1790 года и многие другие военные успехи по защите страны. И даже в рамках тематики Победы в Великой Отечественной войне важно говорить и о других интересных и важных аспектах: о вкладе ученых и деятелей культуры, роли советских женщин, многонациональном характере армии, победившей нацизм и т. д. Однако при выстраивании патриотической работы важно понимать, что вообще молодежь понимает под патриотизмом. В 2023 году ВЦИОМ провел мониторинговое исследование, посвященное восприятию россиянами патриотизма. Опрошенные представители молодежи в возрасте от 18 до 24 лет под патриотизмом, в первую очередь, понимают знание культуры и истории России, а также вклад в ее развитие и процветание [5]. В феврале 2023 года НЦПТИ провел фокус-групповое исследование «Отношение молодежи к проведению патриотических мероприятий в образовательных организациях» среди студентов г. Ростова-на-Дону. 85% респондентов исследования заявили, что считают себя патриотами, из них 77% ответили в однозначной форме, используя фразы «однозначно, да», «безусловно, я патриот», «без всяких сомнений, я патриот». Интерес представляет и то, что именно респонденты вкладывали в определение патриотизма. Большинство из них связывали патриотизм с активным действием человека: «отдать долг Родине», «делать что-то на благо того места, в котором родился и вырос», «улучшать страну», «действовать во благо, приносить что-то полезное» и т. д. Во вторую очередь, участники акцентировали внимание на культурном аспекте: уважение к обычаям, традициям, культуре страны. Большинство определений термина «патриотизм», данных респондентами, были связаны с созиданием, развитием и сохранением, а не с защитой и спасением. Молодые люди, родившиеся в XXI веке, не переживали войну в Афганистане или контртеррористические операции на Северном Кавказе, им сложно представить необходимость вооруженного отстаивания собственных прав и интересов. Вероятно поэтому у некоторых молодых людей могло сложиться неоднозначное отношение к проводимой для защиты национальных интересов России СВО. Эти выводы вовсе не означают, что необходимо отказаться от понимания патриотизма как «защиты» своей Родины. Но полученные результаты исследований должны стать отправными точками в выстраивании дальнейшей патриотической работы. Невзирая на несколько разное понимание патриотизма в обществе, важно опираться на готовность молодежи совершать активные созидательные действия на пользу Родине. А для повышения эффективности воспитательной и патриотической работы необходимо знать и учитывать мировоззренческие установки молодых людей. Примерами патриотизма является жизнь и деятельность литераторов, художников, работников производств, спортсменов и других значимых для истории России людей. Значительные достижения были и в науке (открытие Менделеевым периодического закона, создание Пироговым военно-полевой хирургии и др.), культуре (русский балет, литература и др.), спорте и других сферах. Колоссальный вклад в развитие России внесли: Константин Ушинский, основоположник русской научной педагогики, Сергей Королев, инженеринструктор, создавший ракетнокосмическую технику, в том числе первый искусственный спутник Земли, Игорь Курчатов, создатель первой в мире атомной электростанции и другие выдающиеся соотечественники. Таких имен в нашей истории много. Включение информации о них и их достижениях в просветительскую и информационную деятельность будет способствовать укреплению патриотизма.
4. В рамках проводимой профилактической работы государству следует активно привлекать и поддерживать институты гражданского общества и новых лидеров общественного мнения.
Проводимая западными странами гибридная война против России одновременно направлена как на государственные институты, так и на общество в целом. Противник, осознавая невозможность нанесения военного поражения России, направляет значительные усилия на подрыв отношений между гражданами страны и на подрыв доверия граждан к самому государству. В начале СВО и в период проведения частичной военной мобилизации осенью 2022 года усилия противника как раз и были направлены на использование граждан в качестве тарана против государства и погружение России во внутригражданское противостояние. Фундаментом же гармоничного развития нашей страны является соединение двух тезисов: «мир в обществе» и «порядок в государстве» [6]. Наибольший результат на благо страны достигается только в том случае, если государственные и общественные структуры находятся в постоянном взаимодействии. НКО может стать важным субъектом профилактики и реализовывать профилактические программы и проекты, студент может стать создателем информационного продукта, который позволит пророссийскому медиаконтенту быть конкурентоспособным в глобальном медиапространстве, а СМИ – быть ретранслятором позиций и мнений не только государственных деятелей, но и общественности, простых людей для различных целевых аудиторий. Лидеров общественного мнения (ЛОМов), в том числе молодёжь, следует подключать к работе по формированию благоприятного информационного пространства. Для этого важно находить больше точек взаимодействия с молодёжью, проводить разговоры на равных. Для решения этой задачи в школах запустили специальные занятия – «Разговоры о важном», а в вузах проводятся «открытые диалоги» с участием экспертов, ученых, ветеранов военных действий, добровольцев и т. д. А молодых людей и девушек, активно проявляющих себя на мероприятиях, важно замечать, включать в просветительскую работу, формировать из них лидеров общественного мнения нового поколения. Почему так важны ЛОМы? Именно их материалы в первую очередь смотрит молодежь в социальных сетях и на видеохостингах. Среди популярных для молодежи ЛОМов по-прежнему остаются и те, кто после начала СВО покинул Россию и занял сторону противника. Практически все они признаны иноагентами, однако прямой блокировки их ресурсов на данный момент нет. Разумеется, они постепенно теряют аудиторию, потому что транслируют узкий набор идей: «В России рашистская (фашистская) диктатура», «Россия должна проиграть войну, платить репарации Украине и постоянно каяться», «Внутри России нет хороших русских, все граждане России несут ответственность за войну». На фоне снижения влияния на нашу молодежь антироссийски настроенных ЛОМов важно заниматься подготовкой и поддержкой нового поколения лидеров в информационном пространстве. Однако уместно и сохранять дискуссию в медиапространстве, если она не выходит за рамки действующего законодательства и позволяет находить новые векторы развития и процветания страны. Трансляция только одной точки зрения всегда ведет к плохим последствиям: зомбирование населения, лишение его критического мышления и возможности адекватно и реалистично воспринимать происходящее (например, так называемый «моноэфир» на Украине, транслирующий украинцам образы постоянных «перемог» (побед), без разговора о многотысячных потерях ВСУ). Современное медиапространство не терпит пустоты. Если мы не заполняем его своим содержимым (контентом), его заполняют другие силы. Также современное медиапространство требует от использующих его людей и институтов (государственных или общественных) гибкости и оперативности в реагировании на вызовы, проявление своей инициативы и ее перехват у оппонентов. Динамичные изменения, происходящие сейчас во всех сферах жизни человека, не только важный вызов, на который нужно ответить подобающим образом, но и время возможностей.
Вывод:
Победить преступную идеологию нацизма и агрессию Запада исключительно силой правоохранительных органов, армии и действиями государственных структур полностью не удастся. Необходимо продолжать консолидировать усилия всех институтов нашего общества. Необходимо продолжать взращивать новых лидеров общественного мнения, транслирующих молодежи созидательные идеи, традиционные духовнонравственные ценности и патриотические взгляды. Необходимо продолжать совершенствовать систему профилактической, воспитательной и патриотической работы, вкладывать туда новые смыслы, постоянно совершенствовать знания и навыки ответственных за работу специалистов. И самое важное: на разных уровнях, от муниципального до федерального, подключать молодых людей к формированию позитивного «образа будущего» нашей страны. У нас уже есть большое количество инструментов поддержки молодежи: от предоставления грантов Росмолодежи для реализации интересных идей до включения в работу общественных молодежных организаций активистов и желающих себя реализовать. Это именно тот «образ будущего», который видит перед собой молодежь – полностью себя реализовать, в том числе для блага страны и общества.
Литература и ссылки:
1. Гудошников А. Украинский журналист: независимость Киева от России – это независимость от мозгов // Звезда. 1.03.2017. URL: https://tvzvezda.ru/ news/201703011102-9e1u.htm (дата обращения: 11.09.2023).
2. Мащенко А. Суд над убийцами Бузины хотят сделать частью денацификации Украины // Парламентская газета. 16.04.2022. URL: https://www.pnp.ru/top/ sud-nad-ubiycami-buziny-khotyat-sdelatchastyu-denacifikacii-ukrainy.html (дата обращения: 11.09.2023).
3. France, Germany Could Look to TikTok, YouTube Bloggers to Fight Putin Propaganda. URL: https://www.bloomberg. com/news/articles/2022-08-29/francegermany-want-to-beat-russian-doctrinewith-tiktok-visas (дата обращения: 11.09.2023).
4. Примеры использования антироссийской и русофобской риторики представителями западного политистеблишмента и международных организаций (за 2022-2023 гг.). МИД России. 22.02.2023. URL: https://clck. ru/343ih4 (дата обращения: 11.09.2023).
5. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные мониторингового исследования, посвященного восприятию россиянами патриотизма. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/patriotizm-monitoring?ysclid=lma czc1x9r566860444 (дата обращения: 11.09.2023).
6. Уралов С. Миропорядок по-русски. URL: https://homeread.net/book/ miroporyadok-po-russki-semen-uralov#tx (дата обращения: 11.09.2023).