Сегодня свой юбилей отмечает ковровщица Мадина Мартазанова
«Расстели свой ковер, и я прочту твоё сердце», - гласит туркменская пословица. Но эти слова относятся ко всем народам, из древности до наших дней сохранившим искусство ковроделия. В полной мере это относится и к ингушскому народу.
История ковров ручной работы насчитывает множество столетий: из поколения в поколение ингушских девочек обучали этому мастерству. Ингушские ковровщицы во все времена пользовались особым уважением и почетом. Такому широкому развитию ковроделия у ингушей издавна способствовали обилие местного сырья – шерсти и натуральных красителей, развитие животноводства и земледелия, но более всего – талант, художественная одарённость, вкус и мироощущение горянок. Язык, узор, колорит тканных и традиционных войлочных ковров-истингов были близки и понятны нашему народу.
Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых радует и удивляет поныне. Великолепные ковры и ковровые изделия, созданные руками ингушских ковровщиц, украшают крупнейшие музеи нашей республики.
Талантливая ингушская мастерица Мадина Мартазанова занимается изготовлением ковровых изделий, отличающихся широким разнообразием форм, рисунков и богатой цветовой палитрой. Мадина Исаевна Мартазанова родилась 23 апреля 1985 года в селении Барсуки Назрановского района ЧИАССР. Она окончила художественно-графическое отделение политехнического училища города Грозный Чеченской Республики. Является членом Союза художников Ингушетии.
Мадина Мартазанова удачно совмещает творчество с педагогической деятельностью, являясь преподавателем декоративно-прикладного искусства в частной студии народного художника Республики Ингушетия Мусы Мартазанова. Её воспитанники неоднократно становились призёрами республиканских и региональных детских конкурсов современного декоративно-прикладного искусства.
Ковры, созданные мастерицей, выполнены из шерстяных нитей с использованием специального ковроткацкого оборудования, но основная часть работы проделывается вручную. Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам и технике обработки. Рисунки ковров талантливой мастерицы бывают разными: пейзажи горной Ингушетии, величественные ингушские башни, различные цветочные узоры, традиционные древние ингушские орнаменты. Многие символы, представленные в изображение орнаментов ковров, являются не просто орнаментальным декором, а несут глубокий смысл, являются культурным наследием ушедших эпох. Ее ковры отличаются высоким качеством, добротностью и эластичностью ткани, чёткими и детально разработанными различными орнаментальными рисунками, гармоничной расцветкой. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узорам четкую выразительность и изысканность. Это требует от ковровщицы высокого мастерства, тонкого вкуса, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Зачастую, не имея перед собой технического рисунка, но зная схему построения узора ковра, Мадина выполняет его по памяти.
Многие ковры, выполненные ею, изображают цветочные натюрморты. В их числе ковровая композиция «Маки», в которой насыщенный кроваво-красный цвет усиливает восприятие букета маков, наполненных свежестью, и ещё хранящих на лепестках капли утренней росы. Яркие краски рождают впечатление своеобразной загадочной жизни цветочных букетов этих натюрмортов. В них есть оттенок утончённой роскоши, аристократизма и особой выразительной силы. Серия ковров «Национальный орнамент» заслуживает особого внимания. Орнаментальные символы, запечатлённые на коврах Мадины, имеют зооморфный, геометрический и растительный характер. Многие символы, представленные в изображение орнаментов ковров этой серии, несут глубокий сакральный смысл, связанный с историческим и культурным наследием ингушского народа.
Неотъемлемой частью творчества Мадины является вышивка бисером. Она искусная вышивальщица, использующая множество видов вышивки бисером в создании своих работ, которая не только применяет известные методы вышивки, но и является творческим экспериментатором, имеющим целый ряд изобретённых ею видов техники вышивания.
Работы Мадины Мартазановой наполнены живой силой искусства. Небольшие по формату произведения мастерицы заключают в себе композиционную целостность, ясность сюжета, насыщенную цветовую палитру, а также кропотливую проработку каждой, даже самой мельчайшей детали. Неповторимые изделия, созданные руками Мадины Мартазановой, несут в себе частичку ее души, большой талант и неповторимую энергетику творца.
Коллектив ГМИИ РИ поздравляет Мадину Мартазанову с юбилеем. Желаем Вам счастья, творческих успехов и всех благ!
Алмазова Лейла,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия,
заслуженный работник культуры
Республики Ингушетия