Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

ОЖИВШИЙ МЕТАЛЛ (2012)

   «Чтобы создать совершенное изделие, надо положить на наковальню кусочек металла, душу творца и терпение кузнеца».

Народная поговорка

 

Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке. Используя эти качества металла, в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.

Сначала для художественной обработки металла человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия, созданные мастерами, призваны были служить не только в качестве украшений и предметов быта, но и призваны удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус, культуру, пробуждать интерес к творчеству.

История не сохранила имена первых мастеров, открывших тайну металла, но, к счастью, остались  потомки талантливых мастеров, достойно продолжающие славные традиции своих отцов и дедов.

 Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Большой  скачок в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе и был связан с  высоким профессионализмом мастеров.

Традиционная культура художественной обработки металла северокавказских народов формировалась и развивалась в условиях повседневного быта и была связана, прежде всего, с созданием материальных благ. Как следствие, свое эстетическое чувство и стремление к гармоничному выражению мироощущения мастера Северного Кавказа реализовали не столько в изобразительном,  сколько в декоративно-прикладном искусстве. Высокий уровень ремесла и вкус мастера обеспечивали создание подлинного произведения искусства даже из железа. Поэтому драгоценные, цветные металлы их сплавы еще не определяют возможность достижения художественного результата. Только глубокие традиции искусства открывают перспективу развития в металлообработке. А они чрезвычайно многообразны и самобытны у многих народов нашей страны.

В Дагестане  высокое  развитие получило ювелирное дело. Дорогие образцы оружия украшали эмалевыми вставками, узорами чеканки или насечки. Дагестанские мастера изготовляли серебряные пряжки и накладки поясов, браслеты, серьги и другие ювелирные изделия и  всегда были не только прекрасными оружейниками, литейщиками, но и создавали высокую культуру орнаментального декоративного искусства. Коллекции изделий дагестанских мастеров находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока.

Вайнахи - ингуши и чеченцы, как  и другие народы Северного Кавказа, издревле относились к кузнечному делу с почётом и уважением. Мастера достигли больших познаний в обработке металла. Секреты изготовления оружия являлись достоянием отдельной фамилии, они хранились в тайне и передавались по наследству. Никогда фамильные секреты мастерства не передавались всем потомкам, тем более в юном возрасте. Дед к внукам, отец к сыновьям присматривались годами, приобщая их к ремеслу. И только уже зрелому человеку, убедившись в правильности своего выбора, передавались основные секреты изготовления  холодного оружия - клинков, сабель, кинжалов. Поэтому, единой технологии металлообработки, ковки, и закалки клинков у чеченских и ингушских  мастеров не существовало. Современные мастера создают высококачественные изделия  по своему качеству и боевым характеристикам не уступающие  мировым аналогам и даже превосходящие их.  Многовековые  торговые и культурные   отношения народов Северного Кавказа оказали огромное влияние на ювелирное искусство Ингушетии. Мастерство современных ингушских ювелиров  в основном проявлено в изготовлении разнообразных  женских украшений и развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет  свои национальные особенности.

Замечательные по своему орнаментальному убранству работы талантливых  мастеров Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, чьи работы  неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках.  Как и  у многих северокавказских  народов к кузнечному делу и работе кузнеца у этих народов  относились с почтением. Человек, управлявший огнем и познавший таинства железа – бог и царь в ауле! Труд кузнеца  считается престижным. Его работа во все времена помимо обыкновенного любопытства вызывала восхищение. Хождения в горы, поиск и завоз руды, выплавка металла, постоянная работа у огня способствовали созданию ореола таинственности и всевозможных суеверных слухов вокруг кузнеца. Мастера  Кабардино- Балкарии и Северной Осетии пользовались в основном собственным сырьем, добывая железо в горах, о чем свидетельствуют археологи. Они достигли больших познаний в обработке металла, в основном,  оружейного ремесла. Искусно  выполненные клинки, сабли,  кинжалы, шашки и ножи изумляют оригинальностью орнамента и уникальной гравировкой.    Мастерством овладевали целые семьи, деревни, селения. Здесь мастерство каждого отдельного исполнителя является частицей творческого труда целого коллектива. Но в народе всегда отмечали особо искусных и мастеровитых, их высокохудожественные образцы служили  эталоном, которому следовали остальные. В каждый такой предмет вложен труд народного мастера-ремесленника, знающего приемы обработки золота и серебра, бронзы и железа, умеющего извлечь из особенностей материала нужные для решения художественной задачи качества.

Современная технология заменила многие ручные приемы художественной обработки металла промышленными способами производства изделий. Но для изготовления уникальных произведений они сохраняются и передаются новым поколениям мастеров и художников.

Сложный процесс современного искусства металлообработки состоял в том, что различные структурные формы художественного творчества, также как национальные и интернациональные стилевые течения, сосуществовали и развивались в органической взаимосвязи. Лучшие новые работы мастеров Северного Кавказа художественных промыслов свидетельствуют об их высоком творческом потенциале и мастерстве. Современный этап развития этого вида искусства характеризуется полнокровностью жизни народных традиций, творческим подходом к локальным особенностям традиционного мастерства и его специфическим проявлением. Новое рождается на основе, связанной с эмоциональным раскрытием тем, с творческой трактовкой сюжета, орнамента, формы и техническими приемами, характерными для современного искусства металлообработки.

 

   

Лейла Алмазова 

ведущий научный сотрудник 

 Государственного музея

изобразительных искусств Республики Ингушетия